А как будет говорить госвами, святой человек? Он будет говорить на языке смирения. Он будет говорить не о себе, или если даже о себе, то в связи с Богом. Я хочу привести один отрывок, который иллюстрирует речь смиренного человека.
История случилась много лет назад. Произошла она с католическим святым – Франциском Ассизским. Однажды зимой Франциск шёл со своим секретарем – братом Львом. На них были надеты очень простые одежды, сделанные из мешков из-под картошки. Идут они в этой грубой мешковине по промозглой погоде из одного города в другой. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шёл впереди, и сказал ему: «О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей Земле пример святой жизни. Но запиши, брат Лев, – не в этом радость совершенная». Через некоторое время Франциск опять позвал его: «Запиши ещё, брат Лев, что, если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, делать слепых зрячими и будут воскрешать четырёхдневно умерших, запиши, что и не в этом радость совершенная». Тот записывает. «Запиши ещё, брат Лев, что, если бы наши братья знали все языки, все науки и все Писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и души, запиши, что и не в этом радость совершенная». Пройдя ещё немного, он сказал: «И запиши ещё, брат Лев, овечка Божья, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звёзд, если бы нам открылись все клады Земли и мы узнали тайны жизни всех птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней, запиши – не в этом радость совершенная». И ещё немного пройдя, Франциск сказал: «И запиши ещё: если бы были мы такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, запиши, что и не в этом радость совершенная». «А в чём же счастье совершенное?» – спросил Франциска брат Лев. И Франциск отвечал: «Если мы придём в этот город, куда мы идём, грязные, мокрые, окоченелые от холода, к воротам и попросим пустить нас в город – ночь уже, а привратник нам скажет: "Эй, вы, бродяги, что вы тут шатаетесь по свету? Соблазняя народ, вы крадёте милостыню у бедных людей. Убирайтесь отсюда!" – и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся, а со смирением и любовью подумаем: "А привратник-то прав!" – и мокрые, холодные, голодные, пробудем в снегу до утра без ропота на привратника – вот тогда, брат Лев, это счастье совершенное».
В чём же счастье? А счастье в том, что они говорят. Это называется любовь. Потому что мы знаем, что всё происходит по воле Творца, и если Он так всё устроил, то, видимо, это хорошо для меня, Он же плохого мне не сделает. И я принимаю Его, принимаю то, что Он со мной делает, потому что это Его хорошее отношение ко мне. Я, может, не всегда понимаю, почему это хорошо, но я принимаю это. Вот такое безусловное доверие.
Есть стих, который в переводе с санскрита говорит: «Ты можешь обнять меня, а можешь растоптать моё сердце, не появляясь передо мной. Что бы Ты ни сделал со мной, Ты останешься господином, которого я люблю». Можно ли сказать так просто так? Нет. Это надо настолько быть влюблённым, чтобы это произнести. Это же серьёзная вещь. И вот так говорит Франциск.
Он говорит на языке смирения. Он говорит, что на всё воля Бога, о себе говорит поменьше, прославляет других, видит в них хорошее. Вы пробовали кого-то прославлять? Это очень сложно, потому что мы не обращаем внимания на других. А смиренный человек может видеть хорошее в других людях, замечать это и прославлять их за это. И также этот человек говорит правду, но при этом он говорит эту правду, не оскорбляя других.
В «Бхагавад-гите» есть стих, где описана аскеза речи. Обычно человек сильно не думает о том, что он говорит. Просто ему хочется сказать, и он говорит. А что там будет с тем, кому он это сказал, это не так важно. Важно, что я смог выразиться.
Кстати, за аскезу речи награждают. Святой человек говорит так естественным образом. Но те, кто ещё не стали святыми и практикуют это, за это их награждают. Что означает аскеза речи? «Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, но приятные, направленные на благо, не вызывающие у людей беспокойство». То есть если я переживаю за другого человека, то мне надо говорить ему правду, но так, чтобы он не обиделся. «Также слова этого человека вдохновляют и дают силы». Вы знаете, что в том, что вы слышите, информации всего 10 %. Остальные 90 % – это не текст, это убеждение того человека, который вам рассказывает, его опыт. И особенность речей госвами состоит в том, что у нас появляется ощущение реального существования Бога. Вроде логически нам все понятно, а тут послушали — и думаем: «Точно, как я до этого сам не додумался!» Выходите с лекции: «Я всё понял!» Но на самом деле это не я понял, это он понял. А я заразился от него его пониманием. Поэтому через какое-то время, если нас спросить: «О чём речь-то была, ты не помнишь?» – мы ответим: «Не помню. Но помню, что всё хорошо было».
Госвами передаёт нам опыт, и также он даёт нам силу вести себя правильно. Есть знаменитая эта история с Ганди. Женщина привела своего ребёнка, говорит: «Вы можете сказать, чтоб он не ел сладкое?» Он ответил: «Приходи через неделю». Они пришли через неделю, Ганди сказал ребенку: «Не ешь сладкое». Женщина спросила: «А почему Вы сразу не сказали?» А он ответил: «Не мог. Для этого мне понадобилось самому перестать есть сладкое».
То есть, если я начну говорить вам о космических кораблях, мне кажется, вы заснёте. Но если я буду рассказывать то, чем я живу, то вам будет интересно. Потому что это невозможно имитировать. Охотник интереснее рассказывает об охоте, тот, кто ездит на машинах, рассказывает о машинах. Так же когда духовный человек рассказывает о Боге, люди чувствуют присутствие Бога.
Святой человек может говорить об обычных вещах – о погоде, о курсе доллара, но по необходимости. Но это не то, о чём он всё время говорит. Этот человек будет говорить о Боге и будет говорить так, что люди воодушевляются, у них появляются силы. И даже когда он говорит об обычных вещах, это тоже как-то вдохновляет на духовную жизнь. Он меньше говорит о своих привязанностях, о том, что его расстраивает, о гневе и страхах. Он меньше говорит о себе.